Сегодня группа небезразличных одесситов ведет активную деятельность по сохранению культурного наследия Одессы и взращиванию горожанам более трепетного отношения к нему. Новости о результатах их деятельности то и дело мелькают в СМИ. Из последних – это восстановление шрифтовых вывесок на ул. Толстого, 5 и потолочных росписей на Лютеранском переулке, 3. Помимо того, ребята уже 2 года занимаются реставрацией старинных дверей.
Одессит Александр Левицкий стоит у самых истоков образования проекта, который, по сути, зародился еще 12 лет назад, а сегодня уже имеет много составляющих. Нашему корреспонденту он рассказал, с чего все начиналось:
«Сперва, у нас был проект «Дворы, коты Одессы». Мы с Дмитрием Шаматажи фотографировали дворики и котиков. Мы были молоды, нам все это нравилось, и было весело. Но в процессе всей этой фотофиксации стало понятно, что кругом очень много красивой архитектуры и многие архитектурные фотографии получались сами собой. А так как у нас с Дмитрием есть такая привычка все каталогизировать, то так и появился проект «Архитектура Одессы»
Так, за фотографиями последовали статьи, посвященные истории города. А 5 лет назад ребята начали проводить экскурсии по дворам.
«Все началось с того, что горожане начали проситься к нам на съемку. Раньше почему-то никто не водил экскурсии по подъездам, и людям было интересно тоже в них побывать. Сейчас у нас есть коды, которые нам дали жители под нашу же ответственность, и мы можем проникать в закрытые дворы. Так мы стали организовывать прогулки по городу. Сейчас у нас 67 маршрутов по Одессе и области», — поделился Александр.
Два года назад был создан проект «1000 дверей Одессы», сооснователем стал одессит Константин Емельянов. Первая дверь, реставрированная в рамках проекта, сейчас находится на Троицкой, 43б.
«Эту дверь просто выкинули строители. Ее нашла Юлия Конникова и начала бороться за ее сохранение, но всем было все равно. Ее муж Костя Емельянов попросил посмотреть базу данных с дверьми города (она и сейчас у нас есть). Он посмотрел и понял, что работы непочатый край. Их надо спасать, иначе мы потеряем все двери. А дверь – это часть входной группы, которая создает впечатление о доме, ощущение о нем. И мы, объединив усилия, начали работу в этом направлении», — рассказал Александр.
Приступая к реставрации двери, обычно закладывается предварительный бюджет на чистку и саму реставрацию. Но, по словам Александра, часто приходится иметь дело с полным воссозданием двери с нуля.
«Изначально мы планируем проводить реставрацию, но по факту, когда доходим до чистки, дверь начинает просто рассыпаться в руках. После этого процесса становится очевидно, что необходимо делать копию, потому что после демонтажа такая старинная дверь долго не простоит. К сожалению, в большей или меньшей степени, но нас ждет воссоздание дверей с нуля. Но это лучше, чем бронированная плоская дверь, например», — рассказал Александр Левицкий.
Так, последняя дверь, которую одесситам пришлось полностью воссоздавать, находится во внутреннем дворе Дома Балашева, на Лютеранском переулке, 3. За время существования проекта уже было реставрировано три двери, еще две на завершающем этапе работы.
Сейчас, оглядываясь назад, Александр говорит, что горожане как будто ждали от них работ по восстановлению объектов культурного наследия.
«Как будто бы мы создали иллюзия, что рас мы фотографируем, то мы же и можем все это привести в порядок. Многие начали думать, что если мы фотографируем архитектуру то мы: во-первых – архитекторы, во-вторых – реставрационные специалисты. Вот такая странная история», — поделился Александр.
Отвечая на вопрос, почему он этим занимается, Александр говорит, что его детство прошло в историческом центре и сегодня тяжело наблюдать, как он разрушается.
«Например, смотришь на красивый дом, а там везде стоит металлопластик, хотя раньше были витражи. Все это очень сильно влияет на психику.
Сейчас все это уходит, у нас нет реставрационной тенденции. Если говорить прямо, по сути, все решают горожане. Они живут в домах и отвечают за них. Но им кажется, что это не так и все должно делать государство, ЖЭК. Из-за такого мышления, мы видим, что видим.
А моя миссия с командой — это донести до людей. Вот мы поставили людям дверь, и они захотели уже фасад делать. Они видят росписи и готовы поддержать материально восстановление следующих», — рассказал одессит.
Фото обложки: «Архитектура Одессы».
Фото мастерской и двери на Троицкой, 43б: проект «Тысячи дверей Одессы»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook