В пространстве «Диалоги» (Соборная площадь, 2) открылась выставка Иветты Малышко, ученицы знаменитого одесского художника Николая Потужного – который своим учителем называет Олега Соколова. Девушка безусловно талантлива; кроме картин, она мастерит удивительные шляпки, которым позавидовала бы сама Катя Осадчая.
Интересна биография художницы: с 10 до 16 лет она жила на Пхукете (удивительной красоты таиландский остров), куда перебралась вместе с мамой и сестрой. Потом некоторое время училась в Москве. Сейчас Иветта оканчивает theGoldsmithUniversityofLondon, где изучает историю искусств. На время карантина – снова в родной Одессе.
На ее полотнах – всё больше мёртвые птицы, голуби. Ещё есть портрет младшего брата с игрушечной лошадкой, красивым пухлым изгибом завёрнутая ракушка, отрубленный рыбий хвост на мокрой брусчатке, на ней же презерватив, который многие принимают за жемчужину…«Некий фатализм, возникший через простую документацию событий», — называет настроение картин сама Иветта. Тут она лукавит: события-то сами по себе, может, и простые – но эти мазки, переливы красок в них, можно разглядывать вечно.
Увлечение темой смерти этой девушке типажа Ренаты Литвиновой даже идёт. Она рассказала, как впервые увидела много мёртвых голубей в Москве на каком-то заводе: птицы отравились химическим газом. «Жизнь их прекратилась внезапно, и они, такие, как есть, легли аккуратненько целым слоем на пол, — вспоминает Иветта без тени жалости. – Я не увидела в этом зрелище никакой брутальности. Просто их маленькая смерть стала ещё одной частью моей жизни».
Светская вычурность шляпок из а) рога косули, б) засохшего цветка протея, в) крупной перламутровой створки с «вылупляющейся» жемчужиной, г) держателя для салфеток в виде лобстера, д) ломтя китового уса – родом, конечно, со Староконного рынка. Там Иветту знают хорошо, и даже, когда она уходит с «добычей», бывает, окликают вслед: «Девушка, вы рога забыли купить!».
«Мы не сложные. Мы довольно просты в своих эмоциях и тем более в действиях. Однако человеку свойственно создавать себе массу накрученных под-эмоций, тем самым находя в простом происходящем сложное «бессознательное». Говорить можно много, но без толку, с описанием дела обстоят ещё острее, единственное, что может быть истинно честным – визуальный образ, рукотворный объект», — считает художница.
Создательница пространства «Диалоги» Елена Великая (слева)
Чтобы изобразить, например, раздавленную курицу с ярко-красной лапой на тёмной брусчатке, у девушки появляется «запрос выбросить эмоцию». Никакой стратегии при этом она не приемлет: «В искусстве этого не должно быть: оно появляется в моменте – и ты идёшь за ним.Шершавой поверхностью, гибкой линией, цветом… Когда у меня есть техзадание, то нет вдохновения. Если я буду знать конкретно, как будет выглядеть завершённая картина, то это станет больше рутиной, чем выбросом эмоций. А я пишу, чтобы выплеснуть эмоции через сильную материальность. Пишу и пытаюсь понять, что я думаю по этому поводу, что же я всё-таки имела в виду, когда поняла: это тема! Вот такое вечное погружение в себя и вечное взыскание».
Созерцая эту райскую птицу, не до конца понимаешь, какое дело ей до мёртвых голубей. А она объяснила, одним предложением: «Ну как эти картины могут быть грустными – ведь я жива!»
Автопортрет
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook
Выставка шикарная и художница аху*****я.
Надоели неграмотные портреты гламурных телок и устаревшая скучная мазня пейзажей.
Иветта вы молодец! Продолжайте!