После длительной реставрации в Музей западного и восточного искусства вернулось старинное кресло из орехового дерева. Экспонат долгое время находился в аварийном состоянии, поскольку, чтобы его восстановить, необходимо было работать реставраторам разных специальностей.
Андрей Вакаренко занимался «лечением» деревянных частей и восстановлением конструкционной прочности кресла: восстановил сломанный правый подлокотник; частично реконструировал потерянные и поврежденные детали деревянной резьбы; отреставрировал потери от механических повреждений; очистил деревянные части от возрастных пылевых загрязнений; очистил и выровнял лаковую пленку; нанес защитный слой шеллака и выполнил ряд других операций.
Перед реставратором по тканям Светланой Омелиной стояла не менее сложная задача реставрации обивочной ткани, которая была в ужасном состоянии. Кто-то может спросить: «Почему бы не купить для обивки новую красивую ткань?». Однако принципы современной реставрации заключаются в сохранении подлинности старой вещи, которой нужно восстановить, по возможности, экспозиционный вид. Например, реставратор живописи не может «переписывать» старую картину, а реставратор графики удалять старинные надписи и печати для того, чтобы гравюра или рисунок были «как новенькие». Этот вопрос реставрационной этики. Вот почему Светлана потратила несколько лет на то, чтобы не только собрать по кусочкам редкую старинную ткань — так называемый «рытый бархат», но и вернуть ей былую красоту.
Как рассказали в музее, очень сложным оказался демонтаж ткани: владельцы кресла пытались порванные кусочки склеить казеиновым клеем, который стал твердым, как камень. Преодолев эти трудности, реставратор приступила к промыванию бархата и его высушиванию. Для восполнения потерь на сиденье и спинке кресла была выбрана вискозная ткань атласного переплетения нитей и тонированная в цвет родной ткани. Самым трудоемким процессом было укрепление уцелевших нитей и присоединения их к дублировочному основанию с помощью специальной реставрационной газовой нити.
После тяжелой и кропотливой работы отреставрированное кресло было возвращено в музей. Пот возращению экспоната в музей у сотрудников возникла дилемма: «Что писать на этикетке?». Старую атрибуцию «Италия, XVI век»? Итальянское происхождение кресла не вызывает сомнений, однако его форма и стилистика декора не соответствуют эпохе Ренессанса, а указывают на стиль барокко, то есть XVII века. Дело в том, что кресло относится к типу итальянской роскошной дворцовой мебель, создатели которой в то время часто по своим навыкам были скорее скульпторами, а не мебельщиками.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook