13 и 14 марта на Судоремонтном заводе (СРЗ) состоялась двухдневная выставка «современных украинских художников» RAW. Про художников взято в кавычки, потому что организаторы из Киева, пожалуй, считают «творцом» любого самовыражающегося (лучше если неестественным, болезненным, убогим способом) индивида. И данный взгляд разделяется немалым количеством пришедших на мероприятие молодых людей.
«Пост-интернет эра. Изоляция. Карантин. Связь с реальным миром слабеет, диджитал выходит на новый уровень, но вначале этой весны выставка RAW («неисправленный, сырой, необработанный») вновь состоится для того, чтобы выйти за рамки дозволенного. Цифровая дистанция будет сломана -RAW направляется в Одессу, — писалось в анонсе мероприятия. – В этот раз вашим чувствам будут служить визуальные, музыкальные и перформативные произведения наших артистов на территории крайне особенной локации: Одесском судоремонтном заводе. RAW – про эстетику и абсурдность обыденности, о необходимости художников передать её через медиумы, которыми они работают. RAW –это выход из диджитала. RAW –это мир глазами художников как он есть. RAW –это манифест реальности в эру цифры. RAW ждёт каждого, чтобы воплотиться в реальность!».
Как выяснилось, многие пришли на данный «продающий текст на ярко оформленной ФБ-странице мероприятия – и, естественно, были разочарованы. За 150 гривен входного билета по факту люди получили набор невнятных картинок из инстаграммов Юлии Давлатьоровой, Назара (Зорьки) Голянича, Бориса Кашапова, Speedtestclick, Леры Ганичевой (virtuallearity), Ильи Скубака, Владислава Носова, Макса Світло, «Таисии Повалий», Ксении Иноземцевой, Даши Чечушковой, Насти Платиновой, Владислава Калинкова, Октябрины Котомиры иNindzyaa, странные коллажи, инсталляцию с солеными огурцами от Shediamond и сеты от киевских и одесских диджеев. Впрочем, для точности: в программе мероприятия диджеи именовались «музыкальными артистами», а вышеупомянутые личности – «митцями».
Как сказала автор инсталляции с солеными огурцами, фильтрацией воды в пластиковых бутылках и видеорядом фильма «Волки с Уолл-стрит» — она про анархо-капитализм. «Я сама полностью не понимаю, что я хотела сказать, просто сильно вдохновляюсь, до обсессии – все это связывается в моей голове и надо что-то с этим делать», — объяснила девушка.
Если зайти в визуальную сторону действа с психологического ракурса (а ни с какого другого заходить туда невозможно: это просто облупленная стена холодного СРЗ), то следует учесть, что в рядах «митцов» подрабатывающие моделями молодые люди. А жизнь модели сама по себе такова, что приходится примерять на себя что попало и строить при этом осмысленный вид. Метель примеряемых образов такова, что в определенный момент появляется непреодолимое желание показать миру большой «фак» в виде «себя настоящего» — чем, собственно, молодые люди и пытаются заниматься, но пока что виден только «фак».
Кстати, тема обратной стороны жизни моделей сейчас крайне популярна на европейских кинофестивалях. Так что в этом плане, можно сказать, мероприятие в тренде…
Одна из организаторов мероприятия (вдумчивая девушка Белла, немало поездившая по миру опять же в качестве модели) на просьбу сказать пару слов для статьи, унеслась прочь, отрывисто бросив: «Я занята. Не знаю, когда буду не занята. Последние несколько суток я дико занята». Не исключено, кстати, что в этой «занятости» и состоит суть и главная цель происходящего.
Чем отличаются такие неформатные тусовки от одесского нонконформизма, спросите вы? Ответ простой: при многих схожих чертах, там хотя бы был (и есть) результат. Есть на что посмотреть. А здесь – сплошная деструкция, которую можно воспринимать разве что в наркотическом угаре. По-иному можно это назвать это «шум»: намеренное засорение своего визуального и аудиального восприятия, чтобы заглушить навязываемые месседжи (страха, потребления, сожаления и т.д.), чтобы в этом шуме они затерялись. Можно представить и еще проще: белый шум по телевизору, когда отключили за неуплату все каналы.
Единственной исполненной смысла «инсталляцией» во всем этом действе оставалась – поневоле – доска с фотографиями «Они сражались за Родину» на проходной СРЗ. Эти дедушки тоже были молодыми, но вот как-то не посещали их мысли об «эстетике и абсурдности обыденности». Недосуг было.