В ночь на 2 октября ушел из жизни врач акушер-гинеколог Зильберман Йосиф Хаскелевич — человек-легенда, так его называют. С мая 1969 он начал свой врачебный путь доктора и более 40 лет проработал в Первом Родильном доме Одессы. Бесчисленное количество семей остаются ему безмерно благодарны за возможность испытывать радость родительства. Профессионал своего дела, человек чести, такта и обладатель невероятного юмора – таким его помнят.
Вот, что написал о Йосифе Зильбермане его друг, кандидат психологических наук Игорь Геллер:
«В очень многих не только одесских семьях это печальное известие заставит кого всплакнуть, кого улыбнуться сквозь слёзы, кого задуматься. Ушёл великий человек, стеснявшийся своего величия, очень смешно и грубовато обрывавший любые излияния в его честь, славословия и комплименты. Я аккуратен с эпитетами, но в данной ситуации совершенно спокойно употребляю это слово. Он был весь – его работа, его призвание, его самоотдача делу своей жизни и помогал там, где, казалось, невозможно помочь. Это было на грани чуда для тех, кто это прошёл. А он улыбался и говорил: «Та какое чудо! Иди мужа люби и приходи ещё за чудесами!»
Мы много общались на разные темы, искренне и открыто обсуждая то, что не со всеми обсудишь. Это был удивительно тонко чувствующий людей и защищающийся от этой чужой боли грубоватыми шутками и резкими высказываниями человек. «Да, если всё в мире будет нормально, то завтра с 10:00 я в консультации. Ша, не реви! Кто сказал, что ты бесплодная?! Кто-кто? Господь Бог? Нет? А кто? А-а-а… профессор. Накакай ему на голову. Приходи завтра.»(с)
Он был верующим и глубоко духовным человеком, искренне считающим, что за свою работу отвечает перед Богом, и это были не слова, а жизненная позиция и выбор того, что делать и чего не делать в медицине. Вряд ли бы он хотел, чтобы я говорил детально о многих вещах, которые были скрыты от окружающих. Поэтому я ограничусь тем, что укладывается в слова: «для него «любовь к людям» было не существительным, а глаголом, способом реагировать на их проблемы».
Спасибо за счастье материнства и возвращённое здоровье тех, кого я присылал к нему, и за всех тех женщин, которые в многочасовой очереди ждали именно его мнения, его рекомендаций, его знаний. Он ушёл в канун весёлого праздника Суккот, после сложного Дня искупления, как бы получив своё прощение за всё, за что должен был получить. И он точно не хотел бы, чтобы его уход был мрачным и тяжёлым известием – слишком уж самоироничным, ворчливым и весёлым он был»
Воспоминания о Йосифе Заильбермане заместителя исполнительного директора от Украины в Международном валютном фонде Владислава Рашкована:
«Думаю, что мало, кто знает, что нашей Сонечке 15 лет назад помогал родиться именно Йося, за что мы ему очень все благодарны. И мы прошли через совковую консультацию в сердце Молдаванки. И мы часто поднимались пешком по лестнице на четвертый или пятый этаж, так как какие-то добрые тети отключали лифт ближе к концу дня. И я сидел в коридоре на стульчике, ожидая жену, рядом с девушками, которые хотели забеременеть или теми, кто уже ждал пополнения и был в предвкушении счастья материнства.
Если честно, то мои уши краснели от того, что я слышал через тонкие стены консультациии – все знают, что Зильберман ничего сам не записывал, а громко диктовал рекомендации и диагнозы во время осмотра своему ассистенту. Что интересно, в кабинете в это время также были одновременно 4-5 девушек, которые ждали приема – так, наверное, весь город многие годы узнавал, кто и как забеременел.
Это был очень интересный, не очень тактичный, но при очень обаятельный человек, который в последние недели перед родами сказал нам: 1 апреля не думайте рожать. Я буду в бане. Это традиция. Без телефона. До меня никак не дозвонитесь. Пришлось подождать – Соня родилась 3 апреля».
Воспоминания одесситов.
Сергей Шалашенко:
«Годиков эдак 13 назад, купил у него свой второй автомобиль. Сразу не переоформлял, а ездил по доверенности. Пару раз гаишники, когда останавливали и видели фамилию — отпускали с рассказом о непростых родах, о легенде Зильбермане. Потом я ещё не раз слышал истории о нём.»
Людмиа Струкова:
«Уходят лучшие. В 1973 году он помог родиться моей первой дочери. Рожала три дня, а утром в воскресенье пришел на смену Жозя. Он сказал: ну что будем рожать или как? Позвал крупную , ну очень крупную акушерку и приказал ей лечь мне чуть ниже груди …А сам стал принимать дочь!!!. Слава Богу и Жозе все быстро закончилось. Уникальный был Человек и Врач».
Евгения Грабилина
«Наш любимый Йося, так мы называли его в семье. Родила вместе с Йосиф Семёновичем троих прекрасных детей, хотя беременности были крайне тяжёлыми. Любили его всей семьёй. Дети всегда ходили вместе со мной на Болгарскую, поздравить его с днём рождения… Родился Йосиф Хаселевич 9 февраля 1941 года, всегда спокойный, улыбающийся, с юмором, вселяющий Веру и Надежду. Сердце шимит от этого известия, жалею себя, что не успела попрощаться, поблагодарить, выразить свою любовь и признательность».
Елена Мирная:
«Светлая память врачу от бога, подарившего многим семьям настоящее счастье. Женщинам радость материнства и жизнь многим деткам. Всегда шутили, что у Зильбермана не беременных женщин не бывает».
Татьяна Макарова
«Мой любимый Ёсичка!Он подарил мне Женечку. Ни один врач кроме Ёсички не брался! А он сказал: Родим вместе Феличке сыночка (они дружили)! И «родил»! Замечательный врач, человек и очень любящий сын».
Юлия Полуэктова
«Какое счастье, что у меня был такой доктор… Страшно остаться без него. Он как бы был всегда. Если вдруг что случится — так вот же он, Йосиф Семеныч! Поможет, подскажет, поругает, посмеется. Спасибо за всех детей и за возвращенный дар материнства».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook
Рисунок на обложке: Юлия Верба