В памятнике архитектуры на легендарном перекрестке улиц Ришельевской и Дерибасовской восстановили старинную дверь. Об этом сообщили руководители проекта «Тысячи дверей Одессы».
Речь идет о доме Новикова, расположенного по адресу ул. Ришельевкая,4/ Дерибасовская 12. Вершина творчества архитектора Ландесмана и ключевой проект в карьере инженера Славкина. Команда инициаторов восстановила квартирную дверь лицевого подъезда, по их словам, единственную сохранившуюся в данном памятнике архитектуры.
У Дома Новикова богатая история. Вот, малый фрагмент из альманаха «Дерибасовская-Ришельевская», написанный краеведом Олегом Губарем:
«Нелегко даже перечислить все те заведения и офисы, которые размещались в доме Новиковых до его капитальной перестройки перед первой мировой войной: один реестр занял бы несколько страниц текста. Остановимся преимущественно на тех, что были, так сказать, традиционного профиля. Прежде всего, назовем салон выдающегося одесского фотохудожника Рудольфа Федоровца (Феодоровца), одного из лучших мастеров в этом жанре всех времен, что был в числе создателей Одесского общества изящных искусств (1865 год). В 1860- 1870-е годы Федоровец был для Одессы, что называется, знаковой фигурой.
«А вот сам Феодровец, — уважительно восклицает Александр Михайлович де Рибас, — бархатная куртка, волосы, закинутые назад, большой умный лоб. Глаза мечтательные, верующие во все мистическикрасивое».
В те годы вся Одесса помешалась на спиритизме и сомнамбулизме, и Федоровец сделался ярым приверженцем этих новых веяний, несомненно, обладая способностями экстрасенса, гипнотизера. «Какой это был дивный художник! — восхищается мемуарист. — Он верил в ясновидение и очень часто проделывал опыты с разными субъектами, которых усыплял и затем расспрашивал по самым замысловатым вопросам. Я помню сеансы, на которых присутствовали лучшие представители умственной жизни Одессы: врачи, музыканты, профессора лицея. Усыпленная девушка отвечала на все вопросы, угадывала пол и возраст, давала медицинские советы, решала философские задачи». Нечего и говорить о том, что Федоровец пользовался огромным успехом у слабого пола. Вместе с тем, как всякий талантливый человек, он был не в меру эмоционален, вспыльчив, раним и нуждался в деликатной умной поддержке. Такую поддержку ему и оказывал другой блистательный одесский фотомастер Александр Хлопонин, питомец Петербургской академии художеств: много лет они работали в одной связке. Великолепный альбом их совместных произведений ныне хранится в ОГНБ имени М. Горького и производит неизгладимое впечатление. Особенно хороши были «концессионеры» в портретном жанре. Лучшие женские портреты старой Одессы — наследие, разумеется, Рудольфа Федоровца».
Напомним, что проект «Тысячи дверей Одессы» реализуется благодаря меценатам. Поддержать проект можно посильным переводом.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook
Фото: «Архитектура Одессы»