Это рассказ о Натане Осиповиче Бернштейне. Выпускник медицинского факультета Московского университета, а затем профессор по кафедрам анатомии и физиологии Новороссийского университета в Одессе был дедом Николая Александровича Бернштейна, создателя современной биомеханики.
Он родился в 1836 году в местечке Броды, которое тогда было в Королевстве Галиции и Лодомерии Австрийской империи, а сейчас это Золочевский район Львовской области Украины. Вскоре семья переехала в Познань к дедушке по матери, раввину Соломону Эгеру. Он и снабдил будущего профессора начальным образованием. С таким багажом семейство могло уже спокойно отправляться в Одессу, где его отец открыл лавку колониальных товаров.
С четвертого класса Натан учился в одесской Второй гимназии. В город у моря он и вернулся, отучившись в Московском университете и защитив в 1861 году диссертацию («Рассуждение об отправлениях легочно-желудочного нерва») на степень доктора медицины. А что? Не имел права на жительство в столице империи: «черта постоянной еврейской оседлости», знаете ли, не шутка. Вот, опять же, за что Одесса может быть благодарной и даже любить Екатерину II, которая ее, эту черту, учредила. Все умные люди к нам. И не только умные, но и богатые: Осип (Озиас) Бернштейн неплохо раскрутился на своих колониальных товарах, и уже вскоре занялся благотворительностью: на его средства в Одессе был учреждён сиротский дом.
В Одессе Натан Осипович работал сверхштатным ординатором городской больницы. Еще он редактировал еженедельный еврейский журнал «Сион», с № 23 (до того это делали тоже врачи, Эммануил Соловейчик и Леон Пинскер). Из-за нападок цензуры и преследований полиции журнал уже 27 апреля 1862 года пришлось закрыть (как и ранее – его предшественника, журнал «Рассвет»).
C 1865 года Натан Бернштейн стал доцентом анатомии и физиологии Новороссийского университета. Университетский совет также избрал его в экстраординарные профессора, но он не был утвержден в этом звании, за неимением степени доктора зоологии, к которой были приурочены анатомия и физиология на физико-математическом факультете.
Натан Бернштейн работал в берлинской физиологической лаборатории Дюбуа-Реймона (1866), в лаборатории Людвига в Лейпциге (1868—1869). Но с 1871 года кафедру физиологии в Новороссийском университете занял профессор Иван Сеченов, оставив Бернштейну читать только анатомию.
Натан Осипович проявил энергичную деятельность в Одесском обществе врачей, в котором он состоял сперва секретарем, затем в течение 8 лет товарищем председателя и, наконец, в продолжение 14 лет председателем. Был гласным гордумы, попечителем городской больницы, почётным мировым судьей и попечителем одесской талмуд-торы. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов он заведовал палатой лазарета Красного Креста.
В 1882 году он был уволен из университета по болезни, после длительного лечения в Висбадене и Ницце. Факультет избирал Бернштейна на должность министра вторично, но кандидатура еврея в наступивший период реакции (и яростного официального антисемитизма) не была утверждена министром.
29 января 1981 года Натана Осиповича не стало. Что оставил он по себе? Выдающуюся династию врачей: сына Александра (Соломона), знаменитого на всю империю психиатра (младший сын, Сергей, стал академиком в математике), который родил – по выражению Торы – Николая. О котором в 70-х годах в советских научно-популярных журналах писали так: «Пройдет не так много лет после его смерти, и склонные к скепсису англичане провозгласят развитие теории движений эпохой Николо Бернштейна».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook