Вчера, 13 сентября, в дворике Еврейского музея по адресу улица Нежинская, 66 состоялась встреча с заведующим отделом Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Борисом Яворским. Такое мероприятие организовали сотрудники музея в преддверии еврейского нового года «Рош ха-Шана».
Борис Яворский – врач, кандидат медицинских наук, работает судмедэкспертом 25 лет (не путать с патологоанатомом!). Лекцию-беседу с интригующим названием «Живые и мертвые» Борис Яворский начал с пояснений заявленной темы.
«Почему так странно заявлена тема? Потому что, всякий раз, когда речь заходит о профессии судебно-медицинских экспертов. Обыватель, человек гражданский, прежде всего думает о трупах. На самом деле, к сожалению, большая часть времени, сил и энергии тратятся нами в процессе работы не с мертвыми, а с живыми», — пояснил Борис Яворский.
Речь идет о проведении экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц (снятие побоев), что входит в работу Одесского областного бюро СМЭ. Потерпевший, получив постановление в полиции, отправляется в отдел экспертизы живых лиц, которое, по словам Яворского, является своеобразным карцером для судмедэксперта.
«В этот отдел можно отправлять провинившихся врачей. Почему это так? Потому что всякий человек, который с какой-то проблемой отправляется в этот отдел – он пострадавший. Он ощущает себя жертвой. В наше время, ощущать себя жертвой – модно. Сейчас это дает какие-то масштабные, моральные права. Человек жаждет мести. Он желает восстановить справедливость так, как он это себе представляет. И вот, кипя всеми этими эмоциями, он приходит в отдел к врачу, который оказывается самой удобной фигурой, чтоб излить на него все накопившееся. Поэтому редкий день обходится без скандала. Любая дама, которую соседка дернула за волосы, уже считает, что она получила тяжкие телесные повреждения и стала инвалидом. Если врач с ней не согласен, значит все очевидно — врач в сговоре с этой соседкой. Значит, на врача нужно написать жалобу – в прокуратуру, полицию, администрацию президента – куда угодно. И большая часть времени и сил тратиться на такие жалобы», — рассказал судмедэксперт.
Борис Яворский рассказал случай из практики, когда пожилая женщина была не согласна с заключением судмедкэкспертизы, и считала, что ее мать сожгли лазерами инопланетяне. Дело в том, что на теле покойной были сильные пролежни и нижние конечно фактически зияли костями, что было следствием плохого ухода за больной. Однако дочь умершей считала, что именно эти пролежни являются ожогами от лазеров инопланетян.
«Безусловно, врач не мог согласиться с мнением этой дамы. Но она решила, что врач в сговоре с инопланетянами и начала писать жалобы. На протяжении следующего десятилетия, каждые по года к нам приезжала очередная комиссия. Солидные дяди, в хороших костюмах и дорогих галстуках, приезжали, изымали документацию и проверяли, действительно ли это пролежни, а не следы лазеров инопланетян. К сожалению, в нашей стране согласно законодательству, отправить на психиатрическую экспертизу человека можно только решением суда, и только если он совершил уголовное преступление. Для нас эта ситуация (которая закончилась только после смерти жалобщицы) стала очень важным уроком – как государственная машина, которая так легко крушит судьбы людей, оказалась беззащитна против настоящего, энергичного сумасшедшего. Для нас это стало уроком – очень осторожно относиться и присматриваться к людям, которые к нам приходят – это с одной стороны. А с другой – стало понятно, что приложив достаточно энергии и сумасшествия, можно сделать многое», — поделился врач.
После основной лекционной части, Яворский отвечал на многочисленные вопросы слушателей: начиная от запахов в морге и зомби, заканчивая взаимодействиями со следователями и раскрытие преступлений. Он также рассказал о случаях нелепых смертей, с которыми сталкивался за свою практику. Один из таких произошел примерно семь лет назад — смерть молодого парня, который занимался бодибилдингом и имел внушительный размер мышц. Когда молодой человек пришел уставшим после тренировки домой, он сел за стол и заснул. Его рука оказалась придавлена — вся масса его тела оказывала не нее давление, и произошел синдром позиционного сдавления – некроз мягких тканей под действием собственного веса. Парень уже не проснулся. На следующий день его госпитализировали в состоянии комы и вскоре он умер.
«Смерть – это не самое неприятно, что может случиться с человеком. Есть гораздо более неприятные вещи… », — шутит Яворский.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook