На прошлой неделе родственники погибших девочек при пожаре в лагере «Виктория» подали иск в суд на прокуратуру и полицию Одесской области о взыскании материального и морального ущерба из-за неэффективного расследования. Об этом нашему корреспонденту рассказала адвокат со стороны родителей погибших детей Оксана Муравская.
16 сентября исполниться три года с момента трагического пожара в Детском лагере «Виктория», при котором погибли три девочки: 8-летняя София Мазур, 9-летняя Настя Кулинич и 12-летняя Снежана Арпентий. На сегодняшний день, 2 июля, судом не было вынесено ни одного приговора о признании виновности в этой страшной трагедии. Лишь бывшая воспитательница лагеря Наталья Цокур (девичья фамилия — Янчик), которая на тот момент числилась ответственной за пожарную безопасность, признала свою вину. Сейчас в суде проходят слушания еще по четверым подозреваемым: директором лагеря Петросу Саркисяну, инспектору ГСЧС, который проводил проверки на территории учреждения Леониду Бондарю, бывшему начальнику Киевского райотдела ГСЧС Валерию Дьяченко и бывшему заммэра Одессы Зинаиде Цвиринько.
«Зеленский неоднократно поднимал эту тему. Мы выходили на президента, премьер-министра и генерального прокурора. Мы встречались с прокурором области, он с нами поговорил и пообещал, что все будет сделано, а на низах – полный саботаж», — рассказала Оксана Муравская.
Спустя почти три года следствие даже не установило причину пожара, хотя было проведено три экспертизы, одну из которых заказал и оплатил отец погибшей Софии Мазур. Эту экспертизу в 2019 году провел Независимый институт судебных экспертиз (НИСЭ) вместе с международными экспертами. Именно благодаря этой экспертизе на пепелище нашли еще более 50 фрагментов тел погибших детей, в частности, часть челюсти Софии Мазур. Международные эксперты также указали причину пожара — оставленный без присмотра кипятильник. Оксана Муравская также рассказала, что им неоднократно мешали в проведении экспертизы, и доказательств, которые свидетельствуют о том, что правоохранители саботируют дело, достаточно.
Сумма возмещения, которую запросили родственники, составляет 2 миллиона гривен для каждого пострадавшего, а также 668 тысяч гривен – именно столько стоила независимая экспертиза.
«Моральный ущерб оценить сложно. Фактически — нельзя оценить жизнь – это бесценная вещь. Сама цель возмещения и причина таких сумм не столько в том, чтобы получить какие-то финансовые ресурсы, а сколько для того, чтобы привлечь внимание общества и показать, как у нас работают, а точнее совершенно не работают правоохранительные органы даже в делах, которые считаются резонансными. Которые находятся на постоянном контроле у СМИ и общественности. Но даже в таких делах у нас никто ничего не делает. И более того, делают все для того, чтобы виновные, реально виновные лица избежали ответственности»,- прокомментировала Оксана Муравская.
Родители погибших девочек создали гражданскую организацию «Приоритет жизни», которая будет лоббировать внесение изменений в законодательстве относительно проектирования, строительства и контроля состояния пожарной безопасности в учреждениях, которые созданы для детей.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook