Зачем отравили Сергея и Юлию Скрипаль

Резонансное отравление нервнопаралитическим газом «Новичок» Сергея и Юлии Скрипаль, произошедшее 4 марта 2018 года в британском городе Солсбери, вновь вышло на первые полосы мировых СМИ. Причиной этого послужил отчет о ходе расследования, с которым премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выступила 5 сентября в Парламенте. Обнародованные в докладе факты и доказательства, собранные в ходе расследования британскими спецслужбами, четко и однозначно указывали на ответственность России за это преступление. Были названы и даже показаны лица, непосредственно совершившие отравление. Именно лицо, ибо, как подчеркивалось в докладе, имена и фамилии, значащиеся в паспортах этих людей, по которым они и прибыли в Великобританию, являются вымышленными. А фактически эти двое являются офицерами Главного разведывательного управления генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации, более известного под аббревиатурой ГРУ.

Однако до сих пор неясным остается ответ на вопрос «зачем?». Зачем российская разведка именно 4 марта 2018 года решила совершить это отравление, направленное против бывшего офицера ГРУ, арестованного в 2004 по обвинению в шпионаже в пользу Великобритании и в июле 2010 помилованного и отпущенного в Великобританию в рамках операции по обмену на задержанных в июне 2010 года в США агентов российской разведки. Почему операцию по ликвидации, как считают подавляющее большинство экспертов, против человека, уже почти 8 лет проживающего в Великобритании, а до этого 6 лет находившегося в заключении надо было проводить как раз в начале марта 2018 года? Если основной целью была ликвидация предателя в назидание другим возможным отступникам, то выбор времени, да и способа, вызывает немалые сомнения.

Общая политическая ситуация вокруг России, вызванная агрессивной политикой последней против Украины, сбитый над Донбассом «Боинг», интервенция в Сирии, бесконечные провокации и угрозы в адрес соседей и стран НАТО, и так привели к многочисленным санкциям и ограничениям против России. При этом в июне 2018, т.е. спустя всего три месяца после отравления в Солсбери, в России должна была пройти финальная часть 21-го Чемпионата мира по футболу, которая имела для российского руководства и лично Путина принципиальное значение, как важнейшее пропагандистское мероприятие и доказательство своей значимости и влиятельности в мире. Зачем было в такой момент дополнительно обострять ситуацию, ставя под угрозу столь важное для российских властей событие? Неужели нельзя было потерпеть еще несколько месяцев, если терпели уже в течении почти восьми лет? Тем более, что как показала история британки Дон Стерджес, по фатальному стечению обстоятельств отравившейся тем же «Новичком», остатки которого находились в выброшенным ГРУшниками флаконе, найденном и подаренным ей ее другом Чарли Роули, отравляющая способность вещества за несколько месяцев хранения оказалось достаточной для того, чтобы убить несчастную.

Другим моментом, который вызывает сомнение в версии «месть в назидание», является то, что Сергей Скрипаль был отравлен вместе с дочкой Юлией, которая накануне прилетела к нему из Москвы. Как на сегодня известно, исполнители операции по отравлению, прибыли в Великобританию 2 марта и переночевав в гостинице, 3 марта совершили рекогносцировочную поездку в Солсбери. Именно в этот день из Москвы в Великобританию вылетает и Юлия Скрипаль, которая прибывает в Солсбери где-то в районе 5 часов после полудня, тем самым разминувшись с отравителями буквально минутами. Или не разминувшись? Точной информации о том, могли ли ГРУшники зафиксировать момент приезда Юлии Скрипаль в Солсбери, нет. Однако как утверждает Юлия Латынина в своей программе «Код доступа» от 8 сентября 2018, анализируя представленные результаты следствия, это маловероятно. Однако из этого вовсе не следует, что факт прибытия Юлии оперативникам известен не был. Нет никаких оснований предполагать, что после проведения рекогносцировки группа ни разу до момента отравления не выходила на связь с руководством, или что последнее не сообщило им о приезде Юлии. Вероятнее всего, они знали об этом. Знали, но все равно совершили отравление. Почему?
Третьим, не менее спорным моментом, является выбор оружия для совершения преступления. Согласно имеющейся информации о «Новичке», в частности, в публикациях эмигрировавшего из России в середине 90-х известного ученого-химика Вила Мирзоянова, имевшего до своего ареста в России доступ к информации о новых разработках боевых отравляющих веществ четвертого поколения, к которым относится и примененное в Солсбери, данное вещество поражает, в первую очередь, центральную нервную систему человека, его мозг, его память. Человек не обязательно погибает, но впадает в кому, из которой может не выйти. Однако даже в случае выхода из комы его мозгу будет нанесен непоправимый вред. Зачем же было применять в данном случае такое сложное и не однозначно действующее оружие? К тому же и баснословно дорогое! Если целью было убийство Сергея Скрипаля, то это можно было осуществить и более простым, дешевым, а, главное, надежным способом. Как известно, из 5 человек, получивших отравлением «Новичком», скончалась лишь Дон Стерджес, в то время как все остальные, включая и Сергея Скрипаля, выжили. Правда в каком они находятся состоянии на сегодня доподлинно не известно.

Кроме вышеизложенной, все большую популярность начинает приобретать версия, согласно которой атака против Сергея Скрипаля была вызвана его активным сотрудничеством как с частным агентством расследований Orbis Business Intellegence бывшего сотрудника британской разведки МИ-6 Кристофера Стила, известного как автор так называемого «русского досье Трампа», так и с испанскими спецслужбами. Причем стоит отметить, что активная деятельность Кристофера Стила на «русском направлении» этим не ограничивалась. Велись новые расследования, в рамках которых и осуществлялось сотрудничество с Сергеем Скрипалем. Также 6 сентября в газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья о сотрудничестве Сергея Скрипаля со спецслужбами Испании, занимающимися расследованиями финансовой деятельности российских организованных преступных группировок, которые, в свою очередь, непосредственно связывают с именем президента России В. Путина. Из этого следует, что целью операции было не только, а скорее даже не столько устрашение, сколько предотвращение нынешней деятельности С.Скрипаля. И хотя данная версия выглядит гораздо более реалистичной, объясняя, в частности, почему, несмотря на риск, атака против Скрипаля была предпринята именно в начале марта, однако не дает ответа на другие два вопроса — почему пострадала Юлия и почему был применен «Новичок». Не дает, если не ввести еще одно допущение — Юлия Скрипаль была не случайной жертвой, а мишенью атаки.
А теперь давайте рассмотрим картинку с учетом этого допущения. Итак, 2 марта в Лондонский аэропорт Хитроу прибывают два офицера ГРУ с целью ликвидации Сергея и Юлии Скрипаль. Они ночуют в гостинице и на следующий день выезжают в Солсбери на рекогносцировку. В это время Юлия Скрипаль уже летит из Москвы в Лондон. Ее самолет сел в Хитроу около 2-45 после полудня по местному времени. Ликвидаторы в этот момент находятся в Солсбери. В тот же день между 4 и 5 часами Юлия Скрипаль приезжает в Солсбери. Приблизительно в этот же промежуток времени оперативники возвращаются из Солсбери в свою гостиницу. Зафиксировали ли они факт прибытия Юлии? Неизвестно. Но это и не важно! В ГРУ наверняка было известно то, что Юлия летит в Лондон к отцу и ее прибытия ждали. Атака «Новичком» осуществляется на следующий день утром, пока и отец, и дочь, находятся дома. Агенты фиксируют успешное отравление и в тот же день, 4 марта, вылетают из Лондона в Москву. Через некоторое время после их отбытия британский разведцентр на Кипре перехватывает зашифрованное сообщение в Москву, видимо, подтверждающее успешность проведенной операции. Все сходится! Однако почему же Юлия также является целью атаки? Для этого необходимо немного посмотреть на судьбу этих двоих людей.

Сергей Скрипаль был завербован в Испании в 1995 году во время работы в качестве военного атташе посольства России в этой стране, а точнее, в качестве легального резидента ГРУ в Испании. Вскоре после этого Сергей Скрипаль возвращается в Москву и на протяжении нескольких лет руководит управлением кадров ГРУ, а в 1999 увольняется из ГРУ, продолжая, однако, сотрудничество с МИ-6 до своего ареста в 2004 году. Какие контакты остались у Скрипаля в России после стольких лет заключения и отсутствия в стране? Очевидно, что основой этих контактов были люди, работавшие в ГРУ до его ареста, часть из которых уже давно не являются действующими сотрудниками. Вероятность прямой вербовки новых источников в последнее время для него мало вероятна. Скорее всего, Скрипаль получает информацию либо непосредственно от своих старых знакомых либо опосредованно от действующих сотрудников через этих же знакомых. Каким образом может передаваться информация? Как с использованием современных средств связи, интернет мессенджеров и т.д., так и непосредственно, в письменном или устном виде, через доверенных лиц. Причем человеческая память, как носитель информации, на сегодня, как ни странно, по-прежнему является одним из самых безопасных, плохо поддающихся взлому, способов передачи информации. Действительно, если А отправил сообщение В, и это сообщение вскрыли, то связь А и В очевидна. В то же время, если А передал информацию Б, а Б передала информацию В, особенно если это устно переданная информация, установить связь между А и В весьма затруднительно. Кто же мог быть самым доверенным человеком Сергея Скрипаля, через которого могла передаваться секретная информация? Кто был тем человеком в России, который мог регулярно посещать Сергея в Великобритании не вызывая подозрения и потом легко возвращаться обратно в Россию? Таким человеком могла быть только его дочь! После внезапной смерти сына Скрипаля, которая произошло в июле 2017 в Санкт-Петербурге, дочь Юлия осталась единственным самым близким для Сергея Скрипаля человеком. Единственным человеком, которому он мог безоговорочно доверять и на верность которого мог рассчитывать. Единственным человеком, который мог получив в устной форме некую секретную информацию от информаторов Сергея Скрипаля в России, гарантировано доставил бы ее отцу в Солсбери с целью последующей передачи партнерам, будь то Кристофер Стил или представители испанских спецслужб. Даже если это в действительности и не так, то именно такие рассуждения вполне логично могли привести руководство ГРУ к решению о необходимости устранения как Сергея, так и Юлии Скрипаль. Как говорится, одним выстрелом убить двух зайцев. К этому следует добавить, что 3 марта, когда Юлия прилетела в Великобританию, была суббота. Отравили их утром 4 марта, в воскресенье. Исполнители спешили, они должны были совершить атаку до того, как Скрипали смогут встретиться с партнерами для передачи привезенной Юлией из Москвы информации, т.е. до понедельника! Пазл сложился.

Кстати, в эту же версию укладывается и выбор средства атаки. Скорее всего, физическая ликвидация Скрипалей не являлась основной целью операции. Целью было уничтожение информации, которая предположительно была привезена Юлией в самым надежном из хранилищ — в памяти. Вот по этому хранилищу и был нанесен удар! Кома или даже частичная амнезия, вызванные отравлением «Новичком», решали поставленную руководством перед ГРУшниками задачу. Передача информации предотвращена и сама информация, с большой вероятностью, уничтожена. Несмотря даже на то, что Юлия и Сергей выжили.

Это версия. Всего лишь версия. Я знаю, что немало людей прочитав ее скажут «Бред! Чистой воды конспирология!». Что ж, возможно и так, но возможно и нет. На сегодня мы не знаем, в каком состоянии находится память Сергея и Юлии. Не знаем, что это была за информация, ради недопущения передачи которой была предпринята такая, крайне рискованная по своим последствиям, операция. Не знаем смогли ли они уже передать эту информацию или смогут позднее, после выздоровления. Мы не знаем даже того, была ли эта информация вообще! Но пазл сложился. Большинство неясностей и сомнений рассеивается и все становится на свое место. Сходится все — причины, цель, технология, средства, риск последствий. Дальнейшее расследование, проводимое британцами, а возможно и не только ими, безусловно покажет, насколько близок оказался автор этой версии к истине. В чем я оказался прав, а где промахнулся. Эта версия, если честно, появилась у меня почти сразу после отравления, в середине марта. Но только сейчас, после публикации информации о расследовании, после появления множества новых фактов, которые легли в эту версию, как пули в обойму, я решился опубликовать ее. Прав я или нет — жизнь покажет. Но версия имеет права на существование. И сейчас даже больше, чем полгода назад.

 

С уважением, Виктор Жих

0 / 5. 0

Оцените статью

Добавить комментарий