Сегодня, 14 декабря, в Украине День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В честь памятной даты в Одессе возложили цветы к памятнику «Одесситам-чернобыльцам», установленном на углу ул. М. Арнаутской и Александровского проспекта. Согласно данным за апрель этого года, в городе проживает 122 участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В Одесской облгосадминистрации за мужество и отвагу, самоотдачу и высокопрофессиональное исполнение служебных обязанностей, активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, многолетнюю общественную деятельность были награждены почетными грамотами ликвидаторы — ветераны пожарно-спасательной службы Одесской области: Виталия Антипова, Геннадия Возикова и Николая Готка.
Около сорока пожарных под руководством майора Леонида Телятникова, милиционеров и работников станции были первыми ликвидаторами. Шестеро пожарных умерли в течение нескольких недель от радиационных ожогов и острой лучевой болезни.
Среди тех, кто принимал участие в борьбе с реактивной бедой Чернобыля был ветеран МВД Украины майор милиции Анатолий Владимирович Яне.
Майор Анатолий Яни хорошо помнит 1986 год, когда пришла телеграмма по управлению области для командировки работников милиции в зоне ЧАЭС. В то время он работал инспектором в отделе ГАИ.
«Мы слабо представляли, что нас ждет. Была команда ехать, которую никто не обсуждал.
Я был во второй группе, которая выехала в город Чернобыль. Как сейчас помню, это было 12 мая 1986. Мне было 25 лет, холост, молод, здоров. Приказ на отъезд, воспринял как очередную командировку, не осознавая, куда еду. Задача была четкое, о последствиях поездки никто в то время и не думал. Нес службу я в самом Чернобыле при штабе по ликвидации последствий катастрофы. Нас поселили здесь же в здании районного совета, где располагался штаб МВД Украины, в комнате мы ночевали, а жили мы на работе»,- вспоминает события тех лет Анатолий Владимирович.
Первый месяц службы, тогда еще инспектор ДПС отдела ГАИ лейтенант милиции Яне, стоял на перекрестках на АЭС, осуществлял регулирование въезда-выезда машин, в основном это были бетоновозы, активно были задействованы в работе. В последующие месяцы задачей молодого офицера было проверять служебный транспорт по райотделах милиции, его техническое состояние, выявлять нарушения ПДД, соблюдать законность и общественного порядка на вверенной территории. Нередко были случаи, когда с награбленным имуществом задерживали очередную группу мародеров, отвозили ее в районный отдел милиции.
Продолжая свои воспоминания о тех суровых днях, Анатолий Владимирович рассказал, как сначала не понимал, почему при входе и выходе в пораженную зону, всю одежду проверяют, потом понял, что это замеряют уровень радиации. Серьезность и восприятие реальности пришло, когда за пять месяцев пребывания на ЧАЭС, поменял четыре служебных автомобиля, так как техника не выдерживала при таком высоком уровне радиации.
«Если так страдало железо, как радиация могла отразиться на человеческом здоровье? Об этом мы начали задумываться спустя годы. Но и сейчас, вернуть бы время назад, я бы ни на секунду не задумался, а поехал бы и помогал людям. Выполнял бы свой долг с честью и достоинством», — рассуждал майор милиции.
30 октября служба на ЧАЭС была закончена и Анатолий Яни вернулся домой. За время службы он был награжден медалями и орденами. Первый из них — это знак за «Отличную службу в МВД».
Полковника милиции в отставке Юрия Григорьевича Поликовский служил в должности инспектора Государственного пожарного надзора Кодимского РО. Когда взорвался Чернобыль, попал в составе Одесского сводного отряда противопожарной безопасности на ЧАЭС. Среди своих коллег, в то время лейтенант внутренней службы Юрий Григорьевич был самым молодым среди ликвидаторов, которые уже имели семьи и воспитывали детей.
По словам Юрия Поликовского, отряд прибыл на место Чернобыльской катастрофы 3 октября 1986. В функции отряда, в который вошел Юрий Григорьевич, входила пожарная профилактика непосредственно на самой ЧАЭС, чем в основном занимался офицерский состав. Это были дежурства и тушения пожаров непосредственно на самой атомной станции.
В первые дни работы на станции оперативное подразделение Одесского отряда занималось ликвидацией пожара, возникшего в результате падения вертолета на блок. После этой операции некоторых сотрудников отправили в Одессу из-за получения критической дозы радиации. Вспоминая те времена, полковник Поликовский отмечает, что неизменным атрибутом формы были два дозиметра — на груди и в кармане. Без информации о местности можно было получить смертельную дозу радиации.
И сам Юрий Григорьевич Поликовский за небольшой срок пребывания в зоне аварии получил высокий уровень облучения — 19,9 рентген. Из 39 дней ликвидации в 30-километровой зоне он 12 суток находился в первой зоне опасности и 27 суток — в третий. Через 39 дней отряд вернулся домой и Юрий Григорьевич погрузился в привычную жизнь. Однако свою страницу биографии под названием «Чернобыль» он не забывает никогда.
За участие в ликвидации аварии Юрий Поликовский получил немало наград, среди них: «Участник ликвидации аварии на ЧАЭС», «20 лет Чернобыльской катастрофы», «За содействие органам внутренних дел», «25 лет героического подвига», «За безопасность народа».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook