Культурные перипетии: о реставрации здания Одесского художественного музея и программе «Большое строительство»

Команда Одесского художественного музея (ОХМ) еще с прошлого года стремится получить для учреждения статус «Национального», а также добиться реставрации дворца Потоцких, в котором он располагается.

«Мы хотим попасть в программу «Большая реставрация». Я разговаривал с министром культуры. К сожалению, для объектов, не находящихся в собственности государства, а находящихся в собственности территориальных громад не выработан механизм финансирования «Большой реставрации». А нашему зданию требуется реставрация», — рассказывал директор ОХМ Александр Ройтбурд, отступив от темы пресс-конференции, посвященной открытию выставки Владимира Мельниченко и Ады Рыбачук, 11 февраля.

Ранее Александр Ройтбурд выдвинул предложение объединить ОХМ с Одесским музеем западного и восточного искусства (ОМЗВИ), чтобы создать одно учреждение и получить национальный статус. Предложение было озвучено и.о. директора Игорю Поронику и команде ОМЗВИ и не встретило их одобрения.

«Есть политическая воля на то, чтобы наш музей получил статус «национального», в любом составе. И для музея западного и восточного искусства это было бы шансом во-первых – перейти на другие ставки финансирования – в два-три раза выше для научных работников и руководящего состава; попасть в программу «Большая реставрация» и продолжить свою деятельность в том же здании»,
— рассказал директора ОХМ.

Согласно предложению Александра Ройтбурда, Одесский музей западного и восточного искусства мог бы стать филиалом в составе единого Национального музея, сохранив свою деятельность.

Пообщавшись с и.о. директора Игорем Пороником и сотрудниками ОМЗВИ наш корреспондент узнал, почему предложение об объединении музеев их не воодушевляет.

По словам Игоря Пороника, на данный момент нет серьезных оснований для объединения, к тому же 49 из 50 сотрудников ОМЗВИ, которым была озвучена идея объединения, выступили против нее.

«Согласно концепции мы объединяемся в структуру, которая называться «Национальный одесский художественный музей». Получается, что наш музей, который знают во всем мире, которому скоро исполнится 100 лет, станет филиалом – со всеми вытекающими отсюда последствиями»,- говорит Игорь Пороник.

«Меня доводы, приведенные Александром Ройтбурдом, почему мы должны объединяться не убедили. Мы самодостаточный музей, у нас своя собственная коллекция, свое направление деятельности. Я не вижу смысла объединяться. И если нам обещают при этом какие-то условия для ремонта или реставраций, то совершенно не факт, что так и будет», — говорит заведующая отделом античного искусства Татьяна Быкадорова.

По словам Игоря Пороника, тот факт, что здание является собственностью территориальной громады, не может быть поводом для государства в отказе реставрации памятника архитектуры национального значения. К тому же, по словам и.о. директора, первая проектная документация для ОМЗВИ была сделана в 2007 году за деньги государственного бюджета, а не областного.

Мы обратились за комментарием к директору департамента культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия Одесской ОГА Елене Олейник. По ее словам, для объектов, подаваемых на участия в программе «Большое строительство», нет обязательного требования, чтобы они были государственной формы собственности. Все требования утверждены постановлением Кабинета министров Украины № 1214 «Про затвердження порядку відбору проектів робіт з реставрації, консервації, ремонту на пам’ятках культурної спадщини, які будуть реалізовані в рамках програми “Велике будівництво”.

С 3 марта по 3 апреля идет прием документов для отбора объектов, которые будут реставрировать. Елена Олейник сообщила, что от департамента будут поданы документы трех объектов: здания Одесской государственной филармонии и Одесского художественного музея, а также Белгород-Днестровская крепость. Для подачи заявок была сделана научно-проектная документация для зданий филармонии и художественного музея, на что было выделено из областного бюджета 7 миллионов и 2,8 миллионов гривен соответственно.

Вопрос, почему Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко, по словам Александра Ройтбурда, сообщил о том, что для объектов находящихся в собственности территориальных громад не выработан механизм финансирования «Большой реставрации», остается открытым.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook

5 / 5. 1

Оцените статью

Добавить комментарий