Прощание с профессором Гешелиным

Вчера в Анатомическом корпусе Одесского национального медицинского университета состоялась торжественная церемония прощание с почётным одесситом, выдающимся хирургом-онкологом Сергеем Гешелиным. Его не стало 3 декабря в 2:30 ночи, умер он у себя на даче на 11-й станции Фонтана. 13 декабря ему бы исполнился 91 год.

В жизнь Сергея Гешелина проникли и укоренились три ошибки. «Общественный прибой» узнал о них сегодня от близких Сергея Александровича и считает своим долгом их исправить. Во-первых, верное ударение приходится в его фамилии на последний слог: ГешелИн. Именно так называли себя и его дед Исаак Соломонович, и отец Александр Исаакович, и сам Сергей Гешелин. Во-вторых – и об этом рассказал его сын Юрий – в семье все всегда знали, что Сергей Александрович родился в 1929 году, а не в 1930, как указано в документах, составленных во время войны.

Третья ошибка состоит в том, что он отучился в Одесской консерватории и лишь после этого поступил в Мединститут. А это было совсем не так: Гешелин поступил одновременно на 1 курс Консерватории и Медицинского. Разумеется, в определённое время ему пришлось выбирать между двумя профессиями, и музыку он оставил – но «пианизм много дал ему для пальцев как хирургу», говорит Юрий.

Есть в биографии династии Гешелиных и четвёртая ошибка: по сети ходит неверная информация, будто Александр Исаакович покончил жизнь самоубийством, подвергшись политической травле. Это не соответствует истине. Он ушёл своей смертью, а вот действительно самоубийством, и действительно под давлением руководства, закончил его двоюродный брат Александр, который также был врачом в Одессе.

Ну вот, ошибки исправлены. Самое время приступить к рассказу о том, в чём состояла легендарность личности Сергея Александровича Гешелина, с которым мы имели честь жить в одном городе. Да-да, имели честь! Юрий Гешелин, эмигрировавший в 1995 году в Канаду, после смерти матери призывал отца переехать к нему, но услышал непреклонное: «Я принадлежу Одессе».

К тому же, он хотел быть похороненным рядом с супругой, Натальей Йосифовной Касько, которая многие годы была директором Одесского художественного музея. Под её управлением музей разросся, коллекция пополнялась и пополнялась произведениями замечательных художников, она устраивала выставки авангардистов, Василия Кандинского, скульптора Аугусто Мурера, художника Ильи Глазунова, с которым у неё была большая дружба. Благодаря её энергии и умению устанавливать связи в Одесский музей привозил свою художественную коллекцию известный американский предприниматель Арманд Хаммер. В том числе помогала Наталья Йосифовна и становлению художника Александра Ройтбурда, в настоящее время занимающего её пост… Ушла супруга знаменитого онкохирурга от рака лёгкого, который слишком быстро развился, чтобы её можно было спасти.

Теперь они лежат рядом, на Втором христианском кладбище, прямо возле церкви. Хотя в семье Гешелина придерживались нерелигиозных взглядов, поэтому он не проходил обряда причащения (соборования) и во время похорон не было отпевания. Только Майя Сергеевна, вторая супруга Гешелина (они поженились в 1997 году), положила ему в гроб с любовью икону Иисуса Христа.

Кроме церкви, другой ориентир, чтобы проведать теперь Сергея Александровича – могила известного одесского уголовного авторитета Карабаса. Кстати, с уголовным авторитетом (каким-то другим) связан один довольно опасный эпизод из жизни Гешелина. Как-то ему позвонили среди ночи с просьбой помочь, как врачу. Он, по своему обыкновению, отправился по адресу – на улице было темно — и на  него напали. Сергей Александрович получил удар в грудь ножом, спасла его только записная книжка, которая лежала у него в нагрудном кармане! Она взяла на себя удар такой силы, что оказалась проткнута аж до 70-й страницы. Был слух, что на Гешелина напали за то, что он, как хирург, спас криминального авторитета. А напали, соответственно, те, кто хотел его смерти. Так отомстили – врачу.

Но уж как одесситы любили своего хирурга! Юрий вспоминает случай, когда он сел в такси, и как-то вышло, что таксист узнал его фамилию. «Так ты Гешелин? Так твой отец светило!» — воскликнул он. «Меня это не удивило, потому что я нередко попадал в такие ситуации, но то, что произошло дальше, было довольно необычно. Таксист вынул из бардачка записку, на которой папиным почерком были записаны лекарства, когда что принимать. При этом он вовсе не ехал в аптеку за лекарствами, а просто уже довольно длительное время возил с собой папины предписания как реликвию! Что сказать: его пациенты уносили с собой частичку его сердца и души», — поделился Юрий.

Профессор Гешелин был абсолютным бессеребреником. «Вы мне должны только одно: выздоровление», — говорил он обычно своим пациентам. А иной раз и сам платил за их операцию! В 80-е годы в Еврейской больнице была нехватка инструментов и медикаментов. Привезли одинокого человека, без средств, а надо оперировать. Ваты нету, причём когда Гешелин, уже маститый хирург, отправился к сестре-хозяйке за ватой лично, она ему только и смогла ответить: «Сергей Александрович, ваты нету даже для вас». Тогда он вышел из больницы на Мясоедовскую, повернул на Госпитальную, зашёл в аптеку и купил вату. Операция состоялась. Клятва Гиппократа это не была для него абстрактная формула, вспоминают коллеги. Смерть больных он воспринимал как личную утрату. Причём чаще всего эти смерти случались из-за недостаточно хорошего послеоперационного ухода или неизбежной летальности, а не из-за плохо проведенной операции.

«Сергей Александрович говорил, что можно и обезьяну научить оперировать. Вопрос главнее другой: надо ли оперировать, и зачем. Оперировал Гешелин лишь в крайних случаях, но уж в них был мастер», — поделился его ученик, сосудистый хирург и доцент Одесского медуниверситета Михаил Чехлов. Другой его ученик, Михаил Арсентьевич Каштальян, стал преемником Сергея Гешелина, возглавив в Медицинском университете кафедру общей и военной хирургии. Это именно он собрал фото Сергея Александровича в ролик для торжественной церемонии прощания, избранные фрагменты которого мы публикуем в данной статье.

Похоронили Сергея Гешелина на Втором христианском кладбище. Его сын Юрий сегодня возвращается в Канаду… Прощай, одесская династия медиков Гешелиных! И сын, и внук Сергея Александровича Игорь медициной не занимаются и в Одессу уже вернутся вряд ли. Подрастает правнук по имени Виктор-Валентин — малышу пока всего полтора месяца… Дай Бог ему здоровья, и будем ждать его хотя бы в гости!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Facebook

 

3.7 / 5. 3

Оцените статью

Добавить комментарий