В городе Одесса сообщения о ложных минированиях можно встретить в СМИ почти каждый день. Это стало не только чем-то обыденным, но и предметов шуток горожан. В социальных сетях придумали шуточное название – «бимба». Несмотря на юмор, с которым на первый взгляд относятся к ложным минированиям, материальный ущерб, причиненный данными действиями совершенно реальный. Убытки несет не только государство, поскольку каждый выезд экстренных и оперативных служб обходится бюджету в 20-30 тыс. грн, но и бизнес. Помимо материальных затрат ложные минирования сеют хаос и страх в обществе, дестабилизируют деятельность основных объектов инфраструктуры в крупных городах. Так в Киеве в один день было произведена эвакуация с пяти станций метрополитена, минируются одновременно несколько городских судов, тем самым блокируется судебная система. Источником угрозы, расшатывающим психологическое состояние украинского общества правоохранительные органы, считают РФ.
По статистике Генпрокуратуры, за 5 месяцев нынешнего года поступило 587 заведомо ложных сообщений, при этом в прошлом году за аналогичный период – 218. Статистика по городу Одесса следующая: январь — 7 объектов, февраль – 13, март – 9, апрель – 32, май – 110, июнь – 96.
По статистике, значительное увеличение количества ложных минирований произошло в мае месяце. Следует также отметить, что в мае месяце начали поступать сообщения о ложных минированиях сразу нескольких десятков объектов.
Общее количество привлеченных к ответственности злоумышленников в г. Одесса не достигает и десяти человек и все они подростки и люди в состоянии алкогольного опьянения. Бывают и действительно курьезные истории, например, когда 65- летний мужчина сообщил о ложном минировании банка. Он объяснил свои действия желанием создать неприятность администрации банка, в котором ему начислили большую сумму задолженности. Раскрываемость таких дел Нацполицией в Украине крайне низкая, но все же, случаи задержания минеров бывают. Так в минувшем 2018 году было 69 подозрений, переданных в суд и несколько судебных приговоров. В этом году полиция сообщает о задержании 84-х подозреваемых в лжеминировании.
О причинах и мотивах ложных минирований высказывают разное.
Психолог-криминалист Юрий Ирхин рассказал об одной из версий мотивах «минеров»:
«Нынешняя волна связана с убийством ребенка (пятилетний Кирилл Тлявов из Киевской области умер после стрельбы копов). Таким образом, некоторые люди хотят своеобразно отомстить правоохранителям, хотят, чтобы они посуетились, побегали».
В угрозыске уточняют: признания пойманных «минеров» эту версию не подтверждают. Большинство на допросах раскаиваются и признаются, что, часто, будучи в нетрезвом состоянии, банально хотели развлечься.
В своем интервью Вячеслав Аброськин — первый заместитель главы Национальной полиции Украины поделился данными, что большинство сообщений о заминировании поступали из России.
Глава департамента коммуникаций МВД Украины Артем Шевченко говорит о том, что: «в основной своей массе такие сообщения о ложном минировании поступают от ботов с территории России и неподконтрольных территорий на востоке страны. Посредством IP-телефонии и интернета рассылаются анонимные сообщения. Но есть также случаи, когда и граждане Украины решают дезинформировать о минировании, за что привлекаются к уголовной ответственности».
Министерство внутренних дел Украины в связи с ростом числа ложных вызовов о минировании намерено изменить порядок реагирования на такие сообщения. А также готовят изменения в Уголовный Кодекс для ужесточения ответственности за такие подобные действия. Предполагается увеличить срок уголовной ответственности до шести лет с конфискацию имущества.